Тормозная система грузового автомобиля значительно отличается от привычных нам тормозных систем
легковушек. Если в легковом автомобиле используется гидравлический привод тормозных механизмов, то у грузовика
привод тормозов осуществляется воздухом под давлением.
У современных грузовиков довольно таки сложное устройство, и тормозная система не является
исключением. Прежде всего, эта система работает за счет сжатого воздуха посредством многих
пневматических клапанов, в том числе управляемых сложной электроникой и множеством датчиков.
Основными и главными производителями на рынке пневматических систем для грузовых автомобилей
являются корпорации Knorr и Wabco. Ония являются не только производителями компонентов для тормозных
систем, но и разрабатывают целые тормозные агрегаты и комплексные решения для таких ведущих
автопроизводителей как Man, Scania, Mercedes, Daf, Volvo, Iveco и другие марки. Ассортимент
компонентов поставляемых на конвейеры и рынки запчастей очень обширен - начиная от простых штуцеров
и клапанов, и заканчивая сложнейшими электронными блоками управления пневматических систем.
Как работает тормозная система грузового автомобиля
Основной принцип работы заключается в использовании силы давления сжатого воздуха, хранящегося в
специальных баллонах - ресиверах. За нагнетание воздуха в ресиверы и создание давления отвечает
компрессор. Компрессор приводится в действие по средством шестеренчатой, либо ременной передачи от
вращения коленчатого вала двигателя.
Примеры воздушных компрессоров:
- Knorr LK4951 двухцилиндровый для грузовиков Scania
- Majorsell 23A004 двухцилиндровый для грузовиков MAN
- Wabco 412 704 008 0 двухцилиндровый для грузовиков Volvo, Renault, Daf
- Wabco 411 154 004 0 одноцилиндровый для грузовиков Mercedes
- Knorr LK3994 одноцилиндровый для грузовиков Iveco
- Knorr LK8906 одноцилиндровый для грузовиков Камаз
- Majorsell 67A009R двухцилиндровый для грузовиков Daf
Схема работы тормозной системы грузовика происходит в определенной последовательности. Компрессор
нагнетает и сжимает воздух в баллоны-ресиверы до определенного давления, достаточного для
эффективной работы тормозов. Затем, при нажатии на педаль тормоза, которая является приводом
главного тормозного пневматического крана, давление воздуха от ресивера передается к тормозным
камерам приводящим в действие механизмы тормозных колодок. После отпускания педали тормоза и
перекрытия пневматической магистрали, давление воздуха из тормозных камер сбрасывается через
перепускные клапана.
Детальная работа пневматического тормоза
Воздушный компрессор начинает свою работу сразу же после запуска двигателя, тем самым нагнетая
давление в ресиверы и первичный контур тормозной магистрали. Очень важно чтобы главный тормозной
кран в это время не был задействован, иначе воздух будет стравливаться через перепускные клапана от
тормозных камер. Если к грузовику зацеплен прицеп, либо полуприцеп, то так же через специальные
перепускные клапана первичного контура пневмосистемы, давление воздуха будет нагнетаться и в
баллоны-ресиверы расположеные на прицепе.
Принцип работы пневматических тормозов прицепа аналогичен работе тормозов грузового автомобиля.
После нажатия на педаль тормоза и открытия главного тормозного крана, давление воздуха устремляется
во вторичный контур пневмосистемы. Вторичный контур пневматических тормозов более сложный, он
состоит из магистральных и ускорительных клапанов, клапанов регуляторов тормозных усилий, и клапанов
сброса давления. За приведение в действие тормозов прицепа, отвечает кран регулятор тормозных сил
прицепа, который установлен на тягаче и соединен прямой магистралью с главным тормозным краном.
Примеры пневматических кранов:
- Knorr MB4694 главный тормозной кран DAF
- Wabco 475 710 136 0 регулятор тормозных усилий Mercedes
- Wabco 973 011 004 0 клапан ускорительный Man, Mercedes, Daf
- Wabco 480 204 002 0 кран управления тормозами прицепа Iveco
- Wabco 480 102 064 0 кран модулятор EBS 4S/3M Schmitz
- Knorr AE4525 кран четырехконтурный Renault
- Knorr LA8131 кран осушитель Daf
- Knorr DPM90C кран ручного тормоза Daf
- Haldex 602005001 регулятор тормозных усилий прицепа Schmitz
Принцип же работы самих тормозных камер, приводящих колодки в действие довольно прост. Воздух,
поступающий в тормозную камеру оказывает давление на резиновую диафрагму внутри камеры. Диафрагма
начинает продавливаться и оказывает воздействие на шток с пружиной, которые находятся
непосредственно за ней. Шток сдвигается под воздействием диафрагмы и приводит в действие разжимной
рычаг тормозного механизма.
Примеры тормозных камер и энергоаккумуляторов:
- Knorr BS3404 камера ториозная тип 20 для дискового тормоза
- Wabco 4231069000 камера тормозная тип 24 для барабанного тормоза
- Wabco 4231047100 камера тормозная тип 16 для дискового тормоза
- Knorr BX3534 камера тормозная тип 24 для барабанного тормоза
- Knorr BS9404 энергоаккумулятор тип 20/24 для дискового тормоза
- Knorr BZ9559 энергоаккумулятор тип 27/30 для барабанного тормоза
- Wabco 9254217500 энергоаккумулятор тип 24/24 для барабпнного тормоза
- Wabco 9253840100 энергоаккумулятор тип 16/24 для дискового тормоза
Для барабанных тормозов рычаг соединяется с разжимным валом, который разводит колодки в стороны, для
дисковых тормозов нажимной рычаг находится внутри суппорта и под давлением сжимает колодки на диске.
При отпускании педали тормоза, подача давления во вторичную магистраль перекрывается. Давление
воздуха из нее уходит через перепускные клапана и клапан сброса давления. И пружина внутри тормозной
камеры возвращает шток и диафрагму в первоначальное положение.
Основные части пневмосистемы при подготовке воздуха к работе
-
Компрессор — принцип его работы похож на принцип работы насоса. Он засасывает атмосферный
воздух, и сжимая его поршнями в цилиндрах, подает под давлением в пневматическую магистраль и
ресиверы. Основная задача компрессора это поддержание нужного давления в пневматической системе
грузового автомобиля. В его конструкции так же есть регулятор давления, который ограничивает
подачу воздуха, либо вовсе стравливает его, если в системе уровень давления уже достаточно
максимальный. При сбое в работе датчика давления, вероятна возможность выхода из строя
пневматических кранов, разрыв магистралей, и даже выход из строя самого компрессора.
-
Осушитель воздуха - расположен между компрессором и ресиверами. Его задача состоит в том, что бы
подготавливать воздух перед поступлением в баллоны. На осушителе устанавливается специальный
фильтр, который отделяет и впитывает из поступающего воздуха лишний конденсат, и примеси
масляных частиц. Стоит также отметить, что практически все осушители воздуха, интегрированные в
современные пневмосистемы, не только выполняют свою прямую обязанность, но и осуществляют
процесс регенерации.
-
Предохранитель от замерзаний – один из интересных элементов системы, которым часто оснащаются
грузовые автомобили "богатых" комплектаций. При этом он довольно таки прост в своем устройстве.
В холодное время года его заполняют специальными жидкостями-размораживателями, которые он
впрыскивает в ресиверы, либо осушитель воздуха. Пары от жидкости смешиваются с воздухом, и тем
самым препятствуют замерзанию конденсата во всей системе. Тем самым предохраняя от замерзания
магистралей и повреждения пневматических клапанов.
Часто встречающиеся неисправности пневматических тормозов
-
При нажатии на педаль тормоза не следует никакой реакции тормозной системы. Основные причины
этого могут быть как в нехватке давления воздуха в системе - компрессор не успел заполнить
ресиверы, так же и в повреждении подающей магистрали от компрессора, либо выход из строя самого
компрессора. И если незаполненные воздухом ресиверы можно списать на невнимательность водителя,
то другие причины требуют немедленной диагностики и вмешательства специалиста.
-
Слишком длинный тормозной путь грузовика. Может возникнуть при недостаточном давлении воздуха в
системе - тормозные механизмы не до конца прижимают колодки. Так же может быть связано с плохой
регулировкой суппорта либо барабанного механизма, когда колодки не способны вплотную прижаться к
фрикционной поверхности. Либо же причина в неисправности главного тормозного крана - не полное
открытие вторичного контура магистрали, выход из строя клапана. И если недостаток давления в
ресиверах может быть опять списан на невнимательность водителя, то остальные причины требуют
вмешательства специалиста.
-
Асинхронная работа тормозов. Когда одно колесо или все колеса начинают тормозить по-разному, то
причин может быть тоже несколько. Неравномерный износ тормозных колодок, неравномерный износ
барабанов либо дисков, неправильно выставленные зазоры на тормозах, либо закупоривание или
разрыв подводящих магистралей к тормозным камерам. Данная неисправность требует срочной
диагностики и вмешательство специалиста.
Естественно список неисправностей и поломок очень обширен, поскольку тормозная система грузового
автомобиля очень сложна. И от водителя требуется повышенное внимание к работе тормозов. Если датчики
давления воздуха в ресиверах не доходят до нужного уровня давления, либо же слышно шипение воздуха,
то необходимо выявить в чем может быть проблема и устранить ее. Поскольку большая и тяжелая машина,
не способная остановится вовремя является большой опасностью для всех окружающих и самого водителя.
Тормозная система грузового автомобиля обязана быть полностью исправна.